(Голубович Михаил Алексеевич; 8.11.1803, мест. Высоко-Литовск (ныне г. Высокое Каменецкого р-на Брестской обл., Белоруссия) - 6.03.1881, мест. Жировицы (ныне дер. Жировичи Слонимского р-на Гродненской обл., там же)), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью. Род. в семье дворянина, униатского священника, в 1816-1823 гг. учился в Слуцкой гимназии, затем в Главной ДС при Виленском Имп. ун-те. По окончании семинарии со степенью магистра богословия 14 сент. 1828 г. рукоположен во униат. иерея. Главная семинария отличалась «мирным соприкосновением» белого униат. духовенства с «римским», ее называли рассадником архиереев: помимо митр. Иосифа (Семашко) семинарию закончили еще 5 его сподвижников, дослужившихся до архиерейского сана (Киприанович. 1897. С. 14).
7 окт. 1828 г. открылась греко-униатская Литовская ДС при Жировицком (Жировичском) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре. 27 нояб. того же года М. А. Голубович был назначен ее 1-м инспектором и профессором. С 10 февр. 1829 г.- д-р богословия (каноническое право), диссертацию защитил в Виленском ун-те. После того как стал совмещать должности преподавателя догматического богословия и церковной истории в семинарии и заседателя (асессора) Литовской униат. консистории, оставил инспекторство. 22 авг. 1835 г. Голубович был возведен в соборные протоиереи (протопресвитеры) и 7 сент. 1835 г. определен вице-председателем (вице-оффициалом) Литовской униатской консистории. Являлся вице-председателем учрежденной еп. Иосифом (Семашко) комиссии, которая испытывала «в способностях и познаниях всех предназначаемых к священно- и церковно-служительским местам», а также к другим местам служения по епархиальному управлению (Там же. С. 98). В то время Голубович познакомился с гродненским губернатором М. Н. Муравьёвым. По воспоминаниям последнего, когда в 1834 г. еп. Иосиф начал совершать в Жировицах службу без возглашения имени папы Римского и собирать со старших клириков подписки о готовности присоединиться к Православию, «один Михаил Голубович… противился этому по наущению католиков». «Семашко обратился ко мне, и вскоре Голубович смирился, сделавшись впоследствии ревностным православным» (РС. 1882. Т. 36. № 12. С. 630-631). Он не только дал подписку о воссоединении с Православием, но и убеждал это делать других, напр. прелата М. К. Бобровского в Пружанах во время совместных с еп. Иосифом (Семашко) ревизий Каменецкого и Брестского благочиний.
12 февр. 1839 г., в Неделю Торжества Православия, на Соборе в Полоцке было принято постановление о воссоединении униатов с правосл. Церковью, к-рое подписали униат. епископы Иосиф (Семашко), Василий (Лужинский), Антоний (Зубко) и др. представители высшего духовенства (21 чел.), в т. ч. М. А. Голубович. Акт постановления состоял из 2 пунктов. В 1-м провозглашалось единство с православной Церковью и содержалось прошение о подчинении униат. Церкви Синоду, во 2-м участники Собора просили имп. Николая I Павловича содействовать скорейшему присоединению униатов к Православию.
После смерти жены 27 июня 1839 г. М. А. Голубович был пострижен в монашество, 29 июня возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Бытенского Петропавловского мон-ря (совр. Брестская обл.). Еп. Иосиф т. о. стремился «усилить торжественность архиерейского богослужения в Вильне» (Рункевич. 1893. С. 80). 27 авг. епископами Виленским Иосифом, Полоцким Исидором (Никольским) и викарным еп. Брестским Антонием (Зубко) в Жировицком мон-ре М. был наречен епископом Пинским, викарием Литовской епархии, 8 сент. того же года хиротонисан в виленском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ре. 12 сент. М. отправился в Жировицы. В то же время Литовская и Виленская епархия, состоявшая практически полностью из бывших униатов, получила статус 2-го класса.
В письмах 1839-1845 гг. высокопреосвященный Иосиф давал практические рекомендации М.: провести «окончательную рассортировку» бытенской братии и служить как можно чаще в Бытене и Жировицах (29 сент. 1839), привести «в законную форму» дела о канцелярских служителях (15 нояб. 1839). В одном из ответных писем (от 14 нояб. 1839) М. писал, что в Бытене он «больше не будет», пока архиеп. Иосиф не «очистит» мон-рь от неск. упорствующих иноков, хотя он и «не имеет права на расположение» архиепископа, «каким пользуется высокопреосвященный Антоний» (Киприанович. 1897. С. 255-256). В своих письмах М. в основном касается предполагаемых им перемещений тех или иных кандидатов. Напр., 31 окт. 1840 г. он просил перевести из Бытеня в Вильну игум. Иоасафа (Вышинского), к-рый «переел здесь всех кур и индеек… Таким продовольствием, какого он требует, я прокормил бы троих Пинских епископов» (Там же. С. 257). Архиеп. Иосиф анализировал характеристики М. на «священников-епитимистов» - противников упразднения унии, к-рых «надобно скорее сбыть с рук», и распоряжался их дальнейшей участью, включая высылку «неблагонадежных» в монастыри Великороссии. Архиеп. Иосиф советовал М. «очиститься уже совершенно от папистов» и неблагонравного духовенства, причем иной раз при помощи светской власти (Письма архиеп. Литовского Иосифа Семашко. 1898. С. 3-15). Архиепископ многократно напоминал о необходимости того, чтобы вверенное ему духовенство, включая М., отращивало бороды. Вопрос о бороде был деликатным для сторонников «воссоединения», поскольку сам архиеп. Иосиф до 1842 г. (как и М.) не имел бороды (и не носил постоянно рясу).
По мнению М. (высказанному в письме его учителю, католическому еп. Брестскому А. Б. Клонгевичу, от 27 нояб. 1840), «немного найдется римско-католических духовных лиц, которые не были бы напитаны фанатизмом. Дайте им только волю, и времена иезуитские тотчас возвратятся». Он приводил в пример запрет прихожанам-католикам посещать «схизматические» церкви под угрозой проклятия (Киприанович. 1897. С. 226-227).
28 янв. 1840 г. М. был наречен епископом Брестским, викарием Литовской епархии. В том же году М. было подчинено духовенство Минской епархии, к-рое архиеп. Иосиф предложил ему «приласкать», «чтобы они не могли считать себя преданными чуждой власти». «Я знаю благородный ваш образ мыслей - но счел не лишним предостеречь вас по сему предмету»,- писал он 24 февр. 1840 г. Архиеп. Иосиф неоднократно уверял М. в своем дружеском расположении, поскольку тот пребывал в постоянной тревоге и подозрениях относительно того, что архиепископ «объявляет гонение» на его людей: «Сердитесь - не сердитесь, а я вас все буду гонять, пока не привыкнете вести дела основательно… Вы перестанете думать, что начальник должен делать угодное всякому, когда увидите, что этим делается вред другим и целому обществу» (Письма архиеп. Литовского Иосифа Семашко. 1898. С. 15, 34, 37).
В 1840 г. М. предложил архиеп. Иосифу завести журналы описей церковного имущества в 3 церквах епархии по образцу, составленному Полоцкой консисторией. 31 июля 1840 г. он посетил Николаевскую церковь с. Левковичи (совр. Овручского р-на), где освятил антиминс. В 1841 г. митр. Иосиф, выезжая в С.-Петербург для присутствия в Белорусско-Литовской духовной коллегии, поручил М. не только возглавлять службы и рукополагать ставленников, но и утверждать часть консисторских журналов и протоколов. 13 авг. он поручил 11 высшим духовным лицам во главе с М. ревизию всех благочиний епархии. Особое внимание обращалось на то, обладают ли приходы всем необходимым для правильного совершения правосл. богослужений, знают ли чинопоследование службы священники и дьячки, отличаются ли клирики трезвым и благонравным поведением и насколько дети причетников владеют слав. языком (Киприанович. 1897. С. 229). Архиеп. Иосиф интересовался, как у М. идет дело с находившимся под контролем гр. Н. А. Протасова переводом на польск. язык «Пространного катехизиса» митр. Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова): тот завершил перевод к февр. 1840 г. В дальнейшем, в 1841 г., М. занимался переводом на польск. язык литургии (Письма архиеп. Литовского Иосифа Семашко. 1898. С. 15, 50). 8 сент. 1843 г. архиеп. Иосиф совместно с еп. Рижским Филаретом (Гумилевским) и М. совершил в виленском Николаевском соборе возведение архим. Платона (Городецкого) в чин викарного епископа Ковенского с пребыванием в Пожайском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре.
В 1845-1846 гг. М. обозревал неск. благочиний Гродненской губ. По словам архиерея, ревизия принесла ему «сердечное удовольствие»: «Духовные уже хорошо поняли, что правительство наше составляет для них самую верную опору против иноверцев... помещиков и... убожества. Утешительно видеть их ревность против латинского духовенства. Они решительно уже ничего общего не имеют с папистами... в самое короткое время они так привыкли к новому костюму, что прежний стал анахронизмом… В настоящее время и крестьяне стали единиться с делом православным», особенно в Кобринском и Пружанском уездах, где как будто «не было унии». М. донес также, что римско-католич. священники, к-рые содержатся во мн. помещичьих домах, имеют «весьма пагубное влияние на православных своими проповедями, личным внушением» (Киприанович. 1897. С. 287-288).
В 1845 г. семинария, преобразованная в православную в 1839 г., по ходатайству архиеп. Иосифа (Семашко) была переведена из Жировицкого мон-ря в Вильну с сохранением названия «Литовская».
Еп. Минский и Бобруйский Антоний (Зубко), «утомленный от напряженных трудов», уже в 1841 г. просил отправить его на покой. По указанию архиеп. Иосифа на его место 1 марта 1848 г. был определен М. 19 апр. 1853 г. он был возведен в сан архиепископа.
Большое внимание М. уделял делу просвещения. С первых же дней управления Минской епархией епископ занялся устройством духовных уч-щ. В сент. 1848 г. Синод принял решение не закрывать Слуцкое ДУ, но перевести его в Пинск, что предполагал сделать еп. Антоний и с чем не согласился М., несмотря на крайнюю тесноту и аварийное состояние 4 из 6 помещений уч-ща. В келейном корпусе пинского Братского в честь Богоявления монастыря, где находилось народное уч-ще, разместили только казеннокоштных учеников Слуцкого уч-ща. Вместе с тем было переведено в Пинск духовное уч-ще при Ляданском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре, фактически лишенное собственных помещений. В Пинск передали его денежные средства, архив и б-ку. Тем самым было положено начало Пинскому ДУ, к-рое в 1857 г. разместилось в 2 каменных домах в монастырской ограде.
В Минске на Александровской ул. на казенные средства было построено новое, более вместительное здание семинарии, переведенной в 1840 г. из Слуцка. В постройке принимал участие коллежский асессор, минский епархиальный архит. (с 1846) О. А. Вылежинский († 1869).
Уникальным примером частной инициативы в сфере жен. духовного образования в Белоруссии было открытие Паричского уч-ща для девиц духовного звания, пользовавшегося активной поддержкой архиепископа. В 1860 г. М. Я. Пущина (урожд. Подкользина, 1812-1895), выпускница С.-Петербургского жен. патриотического ин-та, жена генерал-майора (с 1865), бывш. декабриста М. И. Пущина, основала учебное заведение в имении мужа мест. Паричи Бобруйского у. (ныне поселок Светлогорского р-на Гомельской обл.). 17 июня 1860 г. Пущина сообщила М., что имп. Мария Александровна и Августейшие дети 6 июня пожертвовали 1300 р. на содержание уч-ща, а в кон. авг. 1860 г. императрица согласилась наименовать его в честь равноап. Марии Магдалины. Государыня стала покровительницей училища, средства поступали ежегодно, в т. ч. и от частных лиц, напр. москвича, почетного гражданина М. Л. Королёва (4 тыс. р.), свояченицы основательницы Е. И. Бароцци (2 тыс. р., по завещанию). К 1 сент. 1860 г. был определен первоначальный штат воспитанниц из 25 дочерей беднейшего местного правосл. духовенства, и в праздник Рождества Богородицы М. возглавил церемонию открытия. 10 окт. 1862 г. по благословению М. для заведования делами уч-ща был учрежден комитет при Минской духовной консистории. К 1863 г. на средства Пущина была построена в русском стиле ц. во имя св. Марии Магдалины, освященная М. 13 нояб. (разрушена в 70-х гг. XX в.; в 1991 построен новый храм). 18 нояб. 1863 г. был утвержден штат Минского жен. ДУ, и по предложению Пущиной на эти средства стали содержаться 20 воспитанниц в Паричах. Через 2 года в Паричи были помещены еще 20 девочек для буд. ДУ в г. Минске. В нач. 1865 г. по приказу Муравьёва на устройство более удобного здания для уч-ща было выделено 6 тыс. р. из штрафных сумм за мятеж. Инженер А. Скуратов составил смету на возобновление и капитальное расширение училищного здания. На 4 тыс. р., полученных от Мин-ва внутренних дел, в 1866-1867 гг. были устроены кухня, столовая, галерея, баня и прачечная, о чем Пущина отчиталась императрице.
11 июня 1866 г. М. отслужил литургию в храме уч-ща и затем принимал у 12 воспитанниц выпускные экзамены, к-рые прошли успешно. На следующий день состоялись торжества по случаю 1-го выпуска Паричского уч-ща, на к-рых М. произнес речь. По его предложению в программу обучения добавили уроки медицины и гигиены. В 1866/67 уч. г. занятия во всех классах уч-ща были согласованы с программой Царскосельского жен. ДУ и ориентированы на высокий уровень развития воспитанниц. 6-8 мая 1867 г. в Паричах М. возглавил проверку знаний воспитанниц, 40 из к-рых были переведены в Минское уч-ще.
Здание Минского уч-ща для девиц духовного звания начали строить только в 1865 г. на месте древнего мужского минского Вознесенского мон-ря на Троицкой горе. 14 апр. 1865 г. заложили фундамент для каменной Вознесенской «Белой» ц. (строилась при участии архитекторов Вылежинского и Н. М. Чагина; не сохр.). 9 мая 1865 г. был освящен участок земли для буд. уч-ща, в июле того же года заложен фундамент для главного каменного 2-этажного корпуса. Руководил работами подрядчик-строитель купец А. А. Свечников († после 1890), минский городской голова, почетный блюститель Минской ДС, староста мещанской управы, член минского Николаевского братства, староста минского Екатерининского собора и построенного на пожертвования надворного советника С. Д. Воронина и др. лиц Покровского храма дер. Крупцы (1856-1857, не сохр.). В июле 1856 г. М. совершил закладку церкви. Архиерей разрешил использовать для постройки материал от старой деревянной Воскресенской ц. Минска. В 1861 г. Свечников украсил чудотворную Крупецкую икону Божией Матери (утрачена) серебряной позолоченной ризой с драгоценными камнями и пожертвовал для нее бронзовый киот. 8 нояб. 1867 г., в день своих именин, М. освятил принадлежащие женскому училищу храм в честь Вознесения Господня и сам учебный корпус с 3 классами, приемным и рекреационным залами, квартирами начальницы уч-ща и 5 воспитательниц, столовой и больницей, спальнями учениц, кухней, кладовой и помещениями для прислуги. В своей речи он «вспоминал трогательную историю, как православные жители Минска в неравной борьбе с латинством истощали свои нравственные и материальные силы» (Рункевич. 1893. С. 95-96). Общее число учениц составляло 60 чел., в 1869 г.- 90. Комплекс, строительство к-рого было завершено в 1870 г., не сохранился, церковь разрушена в 30-х (?) гг. XX в. Одновременно М. являлся попечителем Жировичского жен. народного уч-ща.
Почти при всех церквах Минска были устроены или обновлены народные школы, чаще всего - начальные школы грамоты, значительно реже - воскресные школы; учреждались церковные попечительства. Преподавали в уч-щах священники и причетники, своих помещений школы обычно не имели. Книги поступали от Комитета грамотности, Дирекции народных уч-щ, от писателя И. С. Аксакова. В более чем 500 школах числились 11 тыс. учеников.
В авг. 1858 г. министр гос. имуществ Муравьёв во время ревизии посетил Минск. Его сопровождали М. и католич. еп. Минский Адам Войткевич, давний приятель М. и архиеп. Антония. Муравьёв упрекнул православное духовенство в небрежном содержании церквей и доведении их до разрушения, а латинское похвалил, подчеркнув, что господствующее вероисповедание не получает помощи от правительства. Осенью 1858 г. М. встречал в Минске имп. Александра II Николаевича. В авг. 1859 г. М. беседовал с братом императора вел. кн. Николаем Николаевичем Старшим, владельцем большого имения в Минской губ., о задачах народного образования в этой местности. Вел. князь доброжелательно выслушал предложения М. о снабжении народных школ в Борисовском у. «книжками для крестьян», напечатанными «польскими литерами», и о непосредственном обучении крестьян польскому языку силами местной интеллигенции (Долбилов. 2010. С. 133, 198). В 1859 г. М. выпустил циркуляр о том, что духовенству необходимо проповедовать трезвый образ жизни в народе. 21 нояб. 1860 г. митр. Иосиф, М. и еп. Брестский Игнатий (Железовский) в виленском Троицком мон-ре возвели в сан епископа Ковенского архим. Александра (Добрынина).
М. покровительствовал Даниилу Конопасевичу, к-рого в 1856 г. рукоположил во диакона и во иерея, а затем определил служить в Крестовоздвиженской ц. мест. Богушевичи Игуменского у. Когда о. Даниил оказался в бедственном положении, М. добился выделения ему единовременного пособия в 30 р. серебром от Синода, поддерживал его в противостоянии помещику Б. Свенторжецкому. В 1862 г. церковь сгорела. 23 мая 1863 г. священник был повешен на воротах своего дома повстанцами. Свящ. Даниил, как и дьячок Федор Юзефович, со временем стали почитаться в епархии как «мученики, за веру и отечество умерщвленные мятежниками» (Рункевич. 1893. С. 97). В кафедральном соборе М. всенародно отслужил панихиду, а построенный в Богушевичах Свенторжецкими каменный костел (1862) после конфискации имения был в 1864 г. передан православно-духовному ведомству и к 1868 г. перестроен под правосл. церковь. 22 иконы для нее написал московский мастер Е. Е. Зотов, к-рый работал в то время по приглашению М. в Минской епархии.
При М. было устроено значительное количество церквей. В Минске по инициативе М. была построена в стиле классицизма ц. во имя равноап. Марии Магдалины на Сторожевском кладбище (ул. Киселёва). В 1845-1852 гг. М. освятил ц. во имя свт. Николая Чудотворца, сооруженную на средства помещика И. Хмары близ Хмарина Городка (дер. Чучаны). 15 авг. 1858 г. он освятил Никольскую ц. в с. Станькове (совр. Дзержинский р-н Минской обл.), построенную владельцем местной усадьбы гр. Э. З. Н. С. фон Гуттен-Чапским (в 2017 восстанавливается из руин).
В 1860 г. в Минске М. начал возведение 2-этажного каменного архиерейского дома с Покровской ц. (строился при участии архит. Вылежинского; не сохр.). В том же году он посетил приход дер. Швабовка (Гать) и дал распоряжение о строительстве нового храма, которое началось в 1863 г. 18 марта 1867 г. по благословению М. храм был освящен, как и прежний, в честь Рождества Пресв. Богородицы. 8 нояб. 1861 г. была освящена Избицкая каплица, 9 мая 1863 г.- Михайловская каплица в дер. Мгле, «в память свободы христиан» (после капитального ремонта и перестройки в церковь по благословению архиепископа). Сооружение правосл. церквей интенсифицировалось в пореформенный период и после событий 1863 г. Возведение храмов и перестройка их из костелов велись преимущественно на правительственные средства, а также на пожертвования частных лиц, прежде всего москвича И. И. Четверикова. Для заведования церковным строительством был учрежден особый комитет. В 60-х гг. XIX в. в Минской епархии было возведено ок. 20 каменных и до 70 деревянных храмов и еще более перестроено. «Упразднено 5 католических монастырей и несколько десятков приписных костелов»,- писал М. 14 июня 1865 г. еп. Игнатию. «За всем тем католическая пропаганда не уменьшилась, а только стала осторожнее» (Киприанович. 1897. С. 465). При М. была прекращена деятельность Илиинского жен. мон-ря г. Слуцка.
В 1866 г. был упразднен и обращен в правосл. приходскую церковь костел Хмарина Городка. 30 окт. того же года М. освятил храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. После польск. восстания 1863 г. был ликвидирован католич. приход в Гайне, его земельное имущество перешло в казну, бывш. Успенский костел передан правосл. приходу и 16 окт. 1867 г. освящен М. как правосл. ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Архиерей посещал Гайненский приход и ранее. 11 июля 1855 г. он наблюдал за тем, как настоятель прихода, о. Адам Самкович, служит обедню и молебен, после чего М. вызвал его в Минск, где тот был вынужден неделю практиковаться в кафедральном соборе.
В дер. Паперня в 1865 г. был разобран Троицкий храм, вместо него построен новый, деревянный - в стиле народного зодчества, к-рый освятили во имя арх. Михаила. На Рыночной пл. г. Слонима на месте сгоревшего католич. мон-ря М. В. Сильвестров предложил построить часовню в память «воинов и всех честных граждан, погибших во время мятежа». 3 сент. 1868 г. М. совершил освящение часовни и отслужил панихиду (Освящение часовни в г. Слониме // Литовские ЕВ. 1868. № 18. С. 815-816). 4 сент. 1868 г. он освятил каменную ц. апостолов Петра и Павла в дер. Мизгири (Литовские ЕВ. 1869. № 1. С. 40). В сер. июля 1867 г. был закрыт костел большого прихода в мест. Ляховичи Слуцкого у. Капитальный ремонт здания был произведен за неск. недель, от имени императора в переделанный храм придворный протопр. В. Б. Бажанов прислал образ Спасителя. Богослужение возглавил М. в присутствии минского губернатора П. Н. Шелгунова.
М. совершал и поездки по епархии - напр., 1-4 мая 1860 г. с целью знакомства с приходами Борисовского у. посетил Косинскую, Логойские и Плещеницкую церкви.
В эпоху реформ 60-х гг. XIX в. в ряде епархий были образованы благочиннические советы. В 1865 г. М. впервые собрал благочинных своей епархии для обсуждения вопросов религ. воспитания и нравственности. Его примеру последовали др. правящие архиереи. М. устраивал «соборики» духовенства во главе с благочинными. Первый такой «соборик» состоялся в квартире минского благочинного свящ. Никанора Смолича 13 дек. 1865 г. Они начинались с соборного церковного богослужения, затем проводилось заседание. В конце духовенство совершало панихиду по усопшим родственникам хозяев дома, в котором проходило собрание.
18 апр. 1865 г. при минском кафедральном Петропавловском соборе было учреждено братство, получившее наименование Николаевского в память о цесаревиче Николае Александровиче. Своими задачами оно ставило заботу о процветании правосл. веры, повсеместное учреждение при церквах школ, содействие церковному благолепию и расширение сферы благотворительности. Первое общее собрание братства прошло в нововозведенном доме М. Он, в частности, предлагал обсудить возможность проведения воскресных уроков для обучения правосл. женщин (преимущественно из прислуги) правилам веры и нравственности. 31 дек. 1867 г. открылось еще одно, Преображенско-Николаевское Слуцкое братство. С 1868 г. издавались «Минские епархиальные ведомости» - офиц. епархиальный печатный орган.
М. часто бывал в Антониевой пуст.- деревянной даче-ферме на р. Свислочь, устроенной в 1847-1848 гг. его предшественником архиеп. Антонием на средства Синода. Он создал при ней и церковь во имя своего небесного покровителя - прп. Антония Киево-Печерского (архит. Вылежинский). С 1865 г. пустынь стала официальной летней резиденцией Минских архиереев. Постоянным насельником был игум. Арсений (Короткевич), с 1843 г.- духовник Минского архиерейского дома и Минских архиереев Антония (Зубко), М. и Александра (Добрынина). М. подолгу жил там в летнее время, развел сад, цветник, в к-ром особенно выделялись посадки георгинов, огород с парниками. Резиденцию посещали минские губернаторы гр. Э. Ф. Келер и Шелгунов, епископ Ковенский Филарет (Малышевский), еп. А. Войткевич, управляющий Минской палатой гос. имуществ В. Д. Севастьянов, ген.-лейтенант И. Е. Штаден, ген.-майоры П. М. Мейер и М. И. Пущин, д-р медицины и проф. Медико-хирургической академии в С.-Петербурге Г. К. Кулаковский, главный врач Минского военного госпиталя П. С. Топорнин, 1-й директор народных уч-щ Минской губ. А. А. Кандидов, губернский архит. М. К. Хрищанович, статский советник М. И. Казаринов (впоследствии минский городской голова), издатель и публицист И. О. Эремич, владелец соседнего Лошицкого имения губернский предводитель дворянства Е. С. Прошинский и др. Товарищем М. и его лечащим врачом был благотворитель, инспектор губернской врачебной управы, директор детского приюта, преподаватель духовной семинарии Д. О. Спасович. В именины, 8 нояб., архиерей устраивал в пустыни и на находившемся неподалеку хуторе Антонове народные гуляния с музыкой. К 1868 г. там образовалось обширное животноводческое и птицеводческое хозяйство. М., как и его предшественник, предполагал поселиться в пустыни на покое. 14 мая 1907 г. дом и церковь сгорели, но затем были отстроены, в советское время разрушены (ныне территория Минского автомобильного завода) (Щеглов. 2016).
По отзыву митр. Иосифа (Семашко), М. «сумел выполнить долг православного иерарха и в то же время привлечь к себе расположение образованных людей без различия исповедания и национальности. Плодами такого отношения его к людям, кроме приобретения им всеобщей любви, было то, что многие из польских помещиков Минской губернии жертвовали на православные храмы деньги и строительные материалы» (Рункевич. 1893. С. 101). Его предшественник, архиеп. Антоний, писал, что М. имел «утонченный вкус ко всему изящному», был «необыкновенно вежлив» и хорошо говорил по-польски. По его мнению, лишь «более умные поляки» увидели «под польской оболочкой твердый дух русского православия» и поэтому стремились дискредитировать М., представляя его поляком и сторонником «ополячения» (Антоний (Зубко). 1864. С. 319). М. поддержал частного миссионера, отставного поручика В. К. Высоцкого, бывш. католика, принявшего Православие в 1858 г., после исцеления у мощей свт. Тихона Задонского. Убедившись в том, что Высоцкий «посвятил себя аскетической жизни… глубоко проникнут чувством русского патриотизма, обладает сметливостью и практическими религиозными познаниями для проповедования Православия околичной шляхте» (т. е. «своей» социальной среде), а также «в сердечной преданности его миссионерскому призванию», владыка просил и получил разрешение Муравьёва на то, чтобы Высоцкий распространял среди верующих иконы, крестики и духовную лит-ру (Долбилов. 2010. С. 256).
В 1864 г. архиепископы Антоний и М. решили учредить в Минске правосл. миссионерское об-во - Миссионерско-патриотическое братство, построенное на принципах равенства мирян и духовенства и независимости от администрации, целью которого было бы противостояние католицизму. Но Муравьёв в кон. 1864 г. после консультаций с митр. Иосифом отклонил эту идею.
М., по свидетельству современников, хорошо знал местные реалии, отличался образованностью, проницательностью, склонностью к порядку. В письме Синоду от 28 февр. 1864 г. он отметил проблему существования множества белорус. наречий и поднял вопрос о необходимости формирования единого общебелорус. языка: «В состав Белоруссии входят губернии: Витебская, Могилевская, часть Виленской, Минская Гродненская. В двух первых замечаются поднаречия, именно: на окраинах, смежных с внутренними губерниями, простонародный говор приближается к русскому. В Минской губернии, в частности Речицкого уезда и Мозырском говорят полумалороссийским, а в Пинском - полесским, т. е. грубым малороссийским наречием. В Гродненской губернии, в уездах Брестском, Кобринском, Пружанском и Бельском, говорят по-малороссийски, в Гродненском, по-над рекою Неманом,- по-литовски, в Сокольском же и Белостокском уездах поселенцы Мазуры говорят польским жаргоном. При таком разнообразии наречий, которому дать преимущество…? Выбор трудно сделать и потому, что говорящие по-малороссийски не терпят белорусского языка, и наоборот» (цит. по: Слюнькова. 2009. С. 423-424). Однако М. указывает на существование этнонима «белорусы» и территорию Белоруссии определяет в совр. границах, включая также в состав страны Белостокский и Сокольский уезды. М. достаточно резко высказывался против произнесения проповедей на белорус. языке, притом что близкий ему Пружанский благочинный прот. М. К. Бобровский проповедовал на праздники на «простонародном языке» (Киприанович. 1897. С. 230-231). В 1862 г. он протестовал против издания Виленским учебным округом белорусских книг для чтения в народных училищах, полагая, что польск. политические круги вынашивают идею о белорус. обособленности (Долбилов. 2010. С. 894).
Однако ряд рус. чиновников критически оценивали деятельность М. Жандармский штаб-офицер по Минской губ. подполковник И. С. Штейн в 1866-1868 гг. в письмах в 3-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии неоднократно обвинял М. в распространении польск. влияния и в том, что он пребывает «в душе прежним униатом». Как и духовенство Минской епархии, по мнению Штейна, он не вносил никакого вклада в миссионерскую кампанию в отличие от мировых посредников и гражданских чиновников. В представленной Штейном в 3-е отд-ние сводке о проступках приходского духовенства епархии - поборах с крестьян, пьянстве и т. д.- фигурировали ок. 50 настоятелей (всего в епархии было 540 приходов). Согласно Штейну, вплоть до 1863 г. М. дозволял женам неск. правосл. священников оставаться в католичестве, в нек-рых церквах находились иконы «гонителя православия Иосафата Кунцевича», с 1853 по 1864 г. он разрешил строительство ок. 100 католич. храмов. Давние личные дружеские отношения связывали М. с еп. А. Войткевичем, бывш. профессором С.-Петербургской католич. духовной академии, к-рый, впрочем, не был замечен ни в содействии повстанцам в 1863 г., ни в активном противодействии т. н. чиновникам-обратителям. В 1858 г. М. ходатайствовал перед имп. Александром II о награждении еп. Войткевича орденом св. Станислава. Штейн утверждал, что нескрываемая симпатия архиерея к польск. языку (однажды он сказал, что польск. язык лучше русского, т. к. в нем меньше слов, имеющих одно и то же значение) побуждает духовенство дома говорить по-польски. По мнению М. Д. Долбилова, за неприятием М. проповедей на белорус. языке скрывался «полонофильский субъективный мотив - неприятие самой идеи, что язык высокой, аристократической культуры будет принесен в жертву ради развития крестьянского «наречия»» (Долбилов. 2010. С. 395, 894). Судя по дневнику М., написанному по-польски с редкими вкраплениями рус. слов, он действительно продолжал оставаться и после перехода в Православие деятелем польск. культуры и противником адм. прозелитизма чиновников, распоряжавшихся в его епархии (Там же. С. 869). Так, в 1859 г. он выражал недовольство проектом распространения Православия среди евреев, выдвинутым учителем местной правосл. семинарии Я. А. Брафманом. С сожалением М. записывал в кон. 1860 г. дошедшие до него слова императора виленскому губернскому предводителю дворянства: «Скажите своим, что Литва не Польша и никогда не будет с Польшею. Скажите, чтобы знали за границею» (Дыярыюш з XIX стагоддзя. 2003. С. 98).
Состояние Минской епархии после 1863 г. оставалось очень тяжелым, имелось много проблем, главной из к-рых было положение дел в приходах, перешедших из унии. Виленский, ковенский, гродненский и минский генерал-губернатор, главный начальник Витебской и Могилёвской губерний и командующий войсками Виленского военного округа (1866-1868) гр. Э. Т. Баранов отправил обер-прокурору Синода Д. А. Толстому конфиденциальное письмо о необходимости сместить М., ограничившись указанием на «слабое смотрение» за духовенством, «происходящ[ее] от преклонности лет преосвященного». Уровень дисциплины в приходском духовенстве резко упал с появлением опасности перехода новообращенных в католицизм, и потребовалось назначить в Минск «более энергического православного Архипастыря» (Долбилов. 2010. С. 437, 941). Архиерея обвиняли также в непотизме: он состоял в родстве со мн. священнослужителями.
23 янв. 1868 г. М., согласно поданному прошению, был уволен на покой. Он просил митр. Иосифа дозволить ему пребывать в Жировицком мон-ре, где М. проживал и раньше. Митрополит ответил, что не возражает (Киприанович. 1897. С. 474). 2 июня М. в последний раз в кафедральном соборе совершил воскресное богослужение. В проповеди признался, что мн. его «желания и намерения, клонящиеся к утверждению православной веры, к просвещению духом веры и благочестия пасомых, не вполне достигали своей цели; многие предприятия еще не приведены к концу», что «всем сердцем любил духовенство Минской епархии» (Рункевич. 1893. С. 101).
17 февр. 1868 г. в письме флигель-адъютанту П. А. Черевину Шелгунов под впечатлением от новости об удалении М. на покой выразил неудовольствие тем, что архиереи из бывш. униатов в отличие от большинства других десятилетиями занимали свои кафедры. Тем не менее губернатор ходатайствовал о назначении М. достойной пенсии - из уважения к его заслугам как помощника «воссоединителя» Иосифа (Семашко) (Долбилов. 2010. С. 885). М. было назначено ежегодное содержание в 5 тыс. р.
29 нояб. 1868 г. в кафедральном Никольском соборе г. Вильны М. участвовал в отпевании митр. Литовского и Виленского Иосифа (Семашко). В том же году служил в Троицком соборе г. Слонима. Похоронен в Жировицком мон-ре, в крипте храма в честь Явления Жировицкой иконы Божией Матери; могила сохранилась. Портрет М. представлен в галерее западнорус. иерархов, написанных акад. И. Ф. Хруцким для митр. Иосифа.
3 сент. 2012 г. Синод Белорусского Экзархата принял решение о ежегодном молитвенном заупокойном поминовении потрудившихся в деле воссоединения белорус. униатов с Матерью-Церковью, в т. ч. М. Датой поминовения назначено 23 нояб. (6 дек.), день кончины митр. Иосифа (Семашко).